• НА ГЛАВНУЮ
  • ПУБЛИКАЦИИ
  • ОПУБЛИКОВАНО: X Общероссийский форум «Стратегическое планирование в городах и регионах России», СПБ, октябрь 2011 г.






    МЕСТО И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  • Смирнова О.О.


    В современной ситуации становления системы государственного стратегического планирования в России зачастую происходит путаница в определении основных терминов и понятий, возможных и необходимых для использования в государственном планировании Российской Федерации. В этой связи встречаются попытки определить территориальное планирование основным инструментом государственного регулирования экономики. Документам территориального планирования пытаются приписать несвойственные им задачи, такие как сбалансированное развитие регионов России; эффективное размещение производительных сил по территории страны; обеспечение предоставления определенного объема и набора социальных и иных услуг гражданам; сокращение необоснованных различий в уровне социально-экономического развития регионов России, эффективное размещение производительных сил, инфраструктуры и эффективной заселенности.

    Сложившаяся в современной России практика территориального планирования четко определила место территориального планирования в системе документов стратегического планирования.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», стратегическое планирование - это «определение целей, приоритетов развития социально-экономической системы (страны, региона, муниципального объединения, предприятия, корпорации и т.п.) на среднесрочную или долгосрочную перспективу, путей, ресурсов и сроков реализации целей и приоритетов».

    Сегодня схема территориального планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации является пространственным отображением стратегий социально-экономического развития Российской Федерации, отдельной отрасли экономики или субъекта Российской Федерации.

    Подобное понимание пространственного развития используется в европейской практике управления региональным развитием. Так, согласно Европейской хартии пространственного развития (от 20 мая 1985 года), под «пространственным развитием» понимается географическое отражение экономической, социальной, культурной и экологической политики обществ .

    Термин территориальное планирование в Российской Федерации законодательно определен Градостроительным кодексом в соответствии с которым «территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения». Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

    Любой документ территориального планирования в его картографической части должен фиксировать и чётко предъявлять юридические факты и может содержать предложения по изменению фактического положения дел, а именно:

    1) должен отражать, фиксировать существующие границы различного рода;

    2) должен фиксировать границы, утверждённые иными документами территориального планирования. В частности, утверждённые границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения;

    3) должен фиксировать те границы, для утверждения которых соответствующий орган власти обладает полномочиями. Например, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения – для Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения – для субъектов Российской Федерации;

    4) может отображать и предъявлять для согласования предложения по изменению соответствующих границ, ранее утверждённых другим документом территориального планирования. Например, в проекте схемы территориального планирования Российской Федерации могут содержаться адресуемые соответствующему субъекту Российской Федерации, органу местного самоуправления предложения по изменению границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или муниципального значения (скажем, дороги регионального или муниципального значения) для того, чтобы на этом «уже занятом месте» зафиксировать границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения (скажем, дороги федерального значения).

    Сегодня в соответствии с законодательством в Российской Федерации разрабатываются следующие документы территориального планирования:

    • документы территориального планирования Российской Федерации;

    • документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

    • документы территориального планирования муниципальных образований. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации, которые разрабатываются в следующих областях:

    • оборона и безопасность,

    • федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

    • оборона страны и безопасность государства;

    • энергетика;

    • высшее профессиональное образование;

    • здравоохранение, др.

    Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

    Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:

    • границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

    • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения.

    В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:

    • сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

    • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

    • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации, отражено в ст.10 «Содержание документов территориального планирования Российской Федерации» Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Вопросы, касающиеся документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования и содержания схем территориального планирования муниципальных отражены в ст. 14 «Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации»; ст. 15 «Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации»; ст. 18 «Документы территориального планирования муниципальных образований»; ст. 19 «Содержание схемы территориального планирования муниципального района»; ст. 20 «Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района» действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Также в Градостроительном кодексе Российской Федерации имеются положения, регламентирующие порядок согласования документов территориального планирования:

    • ст. 12 «Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации»;

    • ст. 16 «Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации»;

    • ст. 21 «Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района».

    Также постановлениями Правительства РФ от 13.11. 2006 № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации», от 23.03.2008 № 198 «О порядке подготовки и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации», от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» определены процедурные моменты разработки документов территориального планирования Федерального уровня.

    Однако, необходимо отметить, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации утверждаются в ситуации отсутствия схем территориального планирования Российской Федерации.

    Не разработаны документы территориального планирования Российской Федерации (отраслевые схемы территориального планирования). Министерства и ведомства должны были начать подготовку схем с 2005 года, а к 1 сентября 2009 года должны были быть представлены схемы территориального планирования Российской Федерации. Однако, до настоящего времени разработана только схема планирования в область транспорта.

    Министерства и ведомства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» выдают документ о согласовании схемы территориального планирования не имея карты планируемого размещения объектов федерального значения, сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий .

    Вопрос согласования документов территориального планирования и взаимоувязки документов территориального планирования с документами стратегического планирования является ключевым и определяет место территориального планирования в общей системе документов стратегического планирования в стране.

    Поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации в марте 2011 года введена норма о том, что «подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса.

    Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. ».

    Важно отметить, что в соответствии с поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом N 41-ФЗ от 20.03.2011 года, определено создание Федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей статьи - официальный сайт), должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации: стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, др.

    Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в формирующейся системе государственного стратегического планирования документы территориального планирования должны быть тесно увязаны с прочими документами в единой системе стратегического планирования Российской Федерации. Схемы территориального планирования Российской Федерации должны быть проекциями федеральных стратегий развития отраслей экономики, обороны и безопасности. Схемы территориального планирования должны субъектов Российской Федерации быть проекцией стратегий субъектов Российской Федерации, при этом быть скоординированы со схемами территориального планирования. Документы территориального планирования должны обеспечивать комплексный подход к развитию и рациональное использование территорий.



    © Смирнова О.О. При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Авторские права защищены.





  • НА ГЛАВНУЮ
  • ПУБЛИКАЦИИ














  • Сайт создан в системе uCoz